На главную страницу сайта К. Полякова
Преподавание, наука и жизнь.
 
главная школа вуз наука delphi программы походы автор
 Лента новостей Новости Блог Блог 

 

Методизмы — ошибки в учебниках информатики

Методизмы

Кто может — делает. Кто не может — учит. Кто не может учить — учит как учить.
Закон Дж.Б. Шоу с дополнением студентов МГПИ им. Ленина.

Что это такое?

В этом разделе общественности представляются ляпы, которые я постоянно нахожу в современных учебниках, пособиях, задачниках по информатике.

Методистам не хватает технического образования, поэтому столько вранья. Ирония судьбы в том, что знания большинства информатиков (учителей и методистов) получены путем самообразования, причем «по верхам». То есть звон, конечно, слышали, но серьезные программы никогда не писали, серьезные сайты никогда не делали, серьезные сети не администрировали.

Во многих случаях это «прокатывает», но как только человек начинает излагать свои мысли, все вылезает наружу. Несмотря на все слова, технической экспертизы, по-видимому, не проводится. Или через откаты. Поскольку большая часть этих ошибок легко вылавливается IT-профессионалом среднего уровня.

Каждой книжке выставлена оценка по 5-балльной системе. За эталон серьезного подхода я бы принял учебник Л.З. Шауцуковой, в котором за многие годы удалось найти лишь пару опечаток. Из пособий отмечу очень качественные книги курса «Роботландия» (А.А. Дуванов).

Про уровни

Учителям и методистам не хватает запаса знаний. Для того, чтобы преподавать, нужно знать о предмете на порядок больше, чем выдается ученикам. Нужно находиться на следующем уровне. Многие вопросы, которые здесь ставятся — это «вопросы следующего уровня». Вот пример:

Уверены ли вы, что в байте 8 бит?

Я не претендую на истину в последней инстанции и буду рад, если кто-то поправит меня с еще более высокого уровня.

Интересные мысли «по поводу» высказывались профессиональными программистами на форуме сайта www.rsdn.ru, они позволили устранить неточности в первоначальном варианте и выявить проблемные вопросы. Спасибо участникам этого обсуждения!

Многие из замечаний можно воспринимать как «придирки к словам». Тем не менее, если мы говорим о школьных учебниках, нужно быть очень точным в формулировках, поскольку ученики (по крайней мере, некоторые) будут пытаться понять их смысл.

Зачем это нужно?

Я все-таки надеюсь, что кто-то из авторов (или их начальников, корректоров, редакторов, ...) это прочитает и исправит ошибки. Кроме того, хочется помочь своим коллегам и ученикам разобраться в бурном потоке, где достаточно мути.

Жертвы

  1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И.. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса.   М.: Просвещение, 2009. Новинка!
  2. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса.   М.: Просвещение, 2008. Новинка!
  3. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  5. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  6. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  7. Угринович Н. Информатика: учебник для 7 класса. 5-е изд.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. 4-е изд.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Угринович Н. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. 4-е изд.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  10. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. 3-е изд.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. 5-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  12. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. М.: Экзамен, 2007.

Valid XHTML 1.0 Transitional

© 2000-2016 К. Поляков
 

В Контакте