На главную страницу сайта К. Полякова
Преподавание, наука и жизнь.
 
главная школа вуз наука delphi программы походы автор
 Лента новостей Новости Блог Блог 

 

Учебник по информатике (ФГОС, углублённый уровень)

Учебник информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

Объектно-ориентированное программирование (ООП)

Что это такое?

На этой странице размещены готовые проекты, которые разбираются в главе 7 «Объектно-ориентированное программирование» учебника «Информатика. Углублённый уровень» для 11 класса К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение прямо с этого сайта.

Что такое ООП?

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это подход к написанию сложных программ, который позволяет выполнить разбиение задачи на части (декомпозицию) не по алгоритмам (подзадачам), как в классическом процедурном программировании, а по объектам, что ближе к человеческому восприятию.

Все объекты, используемые в программе, разбиваются на классы, обладающие общими признаками. Внутреннее устройство, данные объекта и методы работы с ними определяются классом, к которому он относится.

Для понимания ООП важны четыре основных принципа:

  • абстракция — выделение существенных характеристик объекта, отличающих его от других объектов;
  • инкапсуляция — скрытие внутреннего устройства объектов от других объектов и объединение данных и методов работы с ними в едином понятии «объект»;
  • наследование свойств и методов, при котором объекты-наследники автоматически приобретают все свойства и методы, имеющиеся у объектов родительского (базового) класса;
  • полиморфизм, состоящий в том, что объекты разных классов могут по-разному выполнять один и тот же метод.

Проекты по ООП

В учебнике для 11 класса рассмотрено 8 проектных работ, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно, используя материал параграфов 47-55.

Для изучения ООП в учебнике предлагается использовать объектную версию языка Паскаль, которая реализована, с некоторыми незначительными отличиями, в средах разработки Free Pascal (Lazarus), Delphi и PascalABC.NET. Кроме того, с этой страницы можно также скачать версии проектов на языках C++ и C# (остальные материалы для изучающих C и С++ см. на отдельной странице).

  • Проект 1. Дорога. Рассматривается модель, включающая объект-дорогу и несколько объектов-автомашин (§ 47-48). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 48).
    2. На экран выводятся координаты машин.
    3. На экране показано движение автомашин.
    4. Добавлен светофор, который переключает цвет по программе.
    5. Автомашины останавливаются перед красным сигналом светофора.
  • Проект 2. Логические элементы. (§ 49-50). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 50).
    2. Добавлены классы TXor, TNotAnd, TNotOr. Описание классов выделено в модуль LogElement.
    3. Собран триггер на элементах TNotOr.
    4. Собран триггер на элементах TNotAnd.
    5. Cобран шифратор «4 в 2».
    6. Cобран дешифратор «2 в 4».
  • Проект 3. Форма и её свойства. (§ 51-52).
  • Проект 4. Компоненты. (§ 53). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 53).
    2. Если рисунок меньше, чем свободная область, он центрируется в окне.
  • Проект 5. Ввод данных. (§ 53). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 54)
    2. Сделан автоматчиеский перевод шестнадцатеричного кода цвета в RGB.
  • Проект 6. Новый компонент. (§ 54). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 54)
    2. Компонент установлен в палитру компонентов.
  • Проект 7. Вычисление арифметических выражений. (§ 55). Последовательность выполнения проекта:
    1. Начальный вариант (см. § 55)
    2. Работа с вещественными числами. Обработка ошибок.
    3. Вычисление выражений со скобками.
  • Проект 8. Калькулятор. (самостоятельная работа).

В архиве, ссылка на который приведена ниже, представлены варианты программ из учебника для сред разработки Free Pascal (Lazarus), Delphi и PascalABC.NET. Работоспособность программ проверялась на следующих версиях сред программирования:

Новейшие версии первых трёх продуктов можно бесплатно скачать по ссылкам, приведённым выше.

В предыдущих версиях Lazarus и PascalABC.NET некоторые проекты могут быть неработоспособны из-за изменений, внесённых в язык программирования, и различий в способе хранения данных.

Скачать! Проекты по теме «ООП», язык Паскаль (архив ZIP, 2 504 Кб)  14.03.2019
Скачать! Проекты по теме «ООП», язык Python (архив ZIP, 180 Кб)  14.03.2019
Скачать! Проекты по теме «ООП», языки С++ и C# (архив ZIP, 717 Кб)  14.03.2019

Комментарии

Вы можете написать свои отзывы и пожелания по поводу представленных материалов по объектно-ориентированному программированию. Если у вас нет учетной записи в социальной сети ВКонтакте, можно отправить сообщение прямо с этого сайта.

Valid XHTML 1.0 Transitional

© 2000-2024 К. Поляков
 

В Контакте

Спасибо, ваше сообщение успешно отправлено.

К сожалению, сообщение отправить не удалось. Напишите автору сайта по электронной почте [email protected].